Краткая история тай-дай. От Вудстока до Трэвиса Скотта и кроссовок
Как простой метод покраски футболок стал большим модным феноменом.
Краткая история тай-дай, который не пропадает из модных тенденций уже довольно долго.
Уже несколько лет подряд мы с вами слышим одну и ту же новость на всех русскоязычных модных порталах: тай-дай будет трендом этого лета. Это предсказание уже никого не удивляет, а на планерках в журналах продолжают придумывать материалы про этот популярный способ кастомизации одежды.

Все зашло настолько далеко, что даже Nike сделал специальный кроссовочный пак на лето, где обе расцветки обыгрывают эту необычную технику окраски одежды. Интересно, что этот тренд абсолютно не новый и появился он очень давно. Рассказываем.
Эта технология покраски вещей существует очень давно. Ученные находили вещи и другие артефакты, которые были созданы путем тай-дай, еще в древнем Китае и Индии. Тогда это так не называлось, но сама технология с фиксацией одежды и заливанием на нее краски существует уже более 1000 лет. Окончательно название тай-дай (tie-dye) появилось в 60-70-е годы прошлого века. Дословный перевод этого термина: зафиксируй-покрась, он же и отображает всю суть этого процесса без лишних подробностей.

Популяризовали эту технологию домашней окраски хиппи, которые не хотели носить обычную одежду. Они хотели выделяться яркими принтами, которые сложно было найти в магазинах на их скромные деньги. Так из-за отсутствия большого количества денег и из-за желания самовыражения появилась культура тай-дай. Еще ее очень часто ассоциируют с ЛСД и травкой, которые рисовали хиппи на своих футболках. По одной из версий такие принты появились после ЛСД трипов.
В 1969-м году Дженнис Джоплин выходит на сцену Вудстокского фестиваля в тай-дай одежде, что навсегда закрепляет за ней никнейм «мама тай-дая». Она буквально сделала эту одежду популярной, надев на себя. Но как так вышло? Как эта одежда попала к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: бизнес-жилка и умение найти свой момент. В 1960-х годах в США была очень популярная фирма красителей под брендом Rit, переживавшая очень сложные времена. Она уже находились на пороге банкротства пока маркетолог компании Дон Прайс не увидел возможность сменить вектор развития бренда. Раньше их целевой публикой были домохозяйки, которые красили свои полотенца и вещи, но потом Дон понял, что этот продукт идеально вяжется с художниками, музыкантами, писателями и другими креативными людьми.
Первое, что он попросил сделать — изменить упаковку и состав. Теперь Rit продавался не в порошковом виде, а в жидком. А еще он выходил в специальной бутылочке, что существенно упрощало процесс покраски одежды. Также была выпущена серия рекламных постеров и публикаций, где было показано, как можно в домашних условиях покрасить свою одежду.

Позже он услышал о Вудстоке, где решился на финансирование художников, чтобы те сделали несколько сотен футболок в тай-дай стилистике и с красителем Rit. Итог: футболки продались почти сразу же, а на фестивале все начали заниматься окраской своей одежды. Рекламная интеграция удалась. Rit стал официальным красителем хиппи. Приход поколения молодых людей, заинтересованных в психоделических расцветках, спас компанию от банкротства. Позже даже Rolling Stones делали свой мерч в стилисте тай-дай.
Но любовь к этому принту и этим футболкам была далеко не у всех. Курт Кобейн в одном из своих интервью сказал, что он наденет тай-дай футболку, если только этот рисунок будет сделан с помощью мочи Фила Коллинса (Genesis) и крови Джерри Гарсии (Grateful Dead). Также он добавил, что эти футболки у него ассоциируется с тем, как хиппи предали свои убеждения и умерли как большое движение, которое боролось за права. Ровно противоположную точку зрения высказала Челси Клинтон (дочь президента США), которая потом еще появилась на публике в футболке со знаком хиппи и поддержала их.
Тай-дай стал настолько большим феноменом, что даже смог проникнуть в уличную и высокую моду, где совершенно не затерялся и получил множество интересных интерпретаций. Даже Канье Уэст проникся любовью к такого рода футболкам. Например, он снялся в одной из них в клипе на песню Bound 2.
Еще один культовый персонаж — Шон Уозерспун — прославился благодаря своей любви к винтажным футболкам, среди которых он уделял большое внимание тай-дай вариантам из 60-80-х годов, их он продавал в своем магазине Round Two. Свою любовь к этому дизайну он также смог привить огромному количеству людей, среди которых рэперы и музыканты.
Также культура покраски футболок покорила Трэвиса Скотта и Тайлера, которые даже вокруг этой техники разработали несколько коллекций своего фирменного мерча. Он моментально продался и стал еще одним популяризатором тай-дайинга.
В этой истории интересно то, что Дженнис Джоплин, Трэвиса Скотта, Тайлера, Канье, Роки, Джиджи Хадид и многих других связывает такая незначительная вещь, как обычный цветной краситель и несколько резинок для фиксации одежды. Тот самый случай, когда мода продемонстрировала свою цикличность и дала второй шанс еще одной важной вещи из прошлого, которая помимо всего несла в себе еще и очень личный аспект, позволяющий самоидентифицироваться.
Тай-дай и кроссовки
Не было сомнений, что тай-дай когда-то станет вдохновением и для создания интересных расцветок для кроссовок.

Мы не будем говорить про все релизы, а покажем 3 интересных пары.

1 — релиз Air Force 1 x Travis Scott, который лично Трэвис попросил покрасить в тай-дай одного из кастомайзеров, чтобы взять несколько пар себе, а некоторые раздарить своим друзьям. Очень редкий экземпляр.

2 — пара adidas Ultraboost x Nice Kicks, которая вышла в дань уважения Вудстоку 1969-го года, который получил название «Лето любви» и подарил нам тай-дай в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
3 — новые кроссовки Nike, которые приехали к нам специально на весну и лето. Это Nike Vista Grind в тай-дай расцветке, которые вышли паком. Нас они покорили сразу же. Необычное сочетание прошлого и футуристичного настоящего запоминается и формирует необычный силуэт.
Не забудьте поделиться с друзьями