Имя Майкла Джордана знакомо не только поклонникам баскетбола – оно навсегда увековечено в истории НБА и в сникер-индустрии. Одним из эпохальных фактов биографии «Его Воздушества» является сотрудничество с американской корпорацией Nike, в результате которого появились линейки одежды и кроссовок под самостоятельным брендом Air Jordan. И, несмотря на то, что один из лучших защитников в истории баскетбола завершил свою профессиональную карьеру более 10 лет назад, продукция Jordan Brand до сих пор хорошо продается, обеспечивая Nike, Ink. колоссальную прибыль.
Подписание исторического рекламного контракта с Nike состоялось в 1984 году, хотя представители компании до этого неоднократно делали попытки заполучить многообещающего игрока, на тот момент выступавшего за команду Университета Северной Каролины.
У самого Джордана тогда были другие планы – его интересовал контракт с более известными в баскетбольном сегменте ADIDAS и Converse, в обуви которых он, к тому же, предпочитал выходить на паркет. Рекрутеры Nike даже пытались воздействовать на Майкла через его родителей. Вкупе с родительским словом решающую роль сыграл тот факт, что adidas и Converse отказались от сделки с восходящей звездой, и баскетболист согласился на встречу с Найк.
Интерес Nike, в свою очередь, был обусловлен тем, что у компании в те времена не было все так гладко, как теперь, и нужно было удержаться наплаву и не просто удержаться, а опередить конкурентов. Лучшим выходом было подписание подающих надежды атлетов, и первым в этом списке был Майкл Джордан.
Переговоры со спортсменом прошли в напряженной обстановке. Питер Мур, которого пригласили разработать дизайн для первых именных, показал Майклу эскизы кроссовок Air Jordan в цветах униформы новой команды спортсмена – «Чикаго Буллс». Однако концепт Майкла не впечатлил, и игрок отказался выходить в этих кроссовках на корт, назвав расцветку «дьявольской». Казалось, что встреча закончится провалом, и тут Майкл встал и сказал фразу, ставшую культовой и ознаменовавшую начало долгого и плодотворного сотрудничества: «Let’s make the deal», что означало: «Сделаем это».
Руководство Nike выписало игроку чек на кругленькую сумму, плюс по контракту Джордану причитались проценты с продаж, что делало этот договор одним из самых выгодных на тот момент. Пресса раздула небывалую шумиху вокруг этого события, что послужило бесплатной рекламой для Nike и предопределило фантастический спрос на первые именные кроссовки.
Еще больше «подлила масла в огонь» Национальная баскетбольная ассоциация, по регламенту которой игрокам запрещалось выходить на паркет в кроссовках иного цвета, кроме белого. Майкла, выступавшего в красно-черных «джорданах», регулярно штрафовали. Nike это ни сколько не смущало, и они охотно выплачивали штрафы, попутно получая дивиденды с поднявшегося вокруг истории хайпа, подогревавшего интерес к кроссовкам. Air Jordan 1 имели неслыханную популярность. А серия грамотно построенных рекламных кампаний и потрясающая игра Джордана увеличили доход фирмы с сотен тысяч до миллиардов.
Учитывая, что это был только первый шаг на пути к успеху, adidas и Converse, наверное, до сих пор кусают локти, что упустили такой шанс.
Первый же релиз Air Jordan, состоявшийся в 1985 году, полностью изменил рынок кроссовок и всю спортивную индустрию, перевернув с ног на голову представление о баскетбольной обуви. На сегодняшний день существует уже 31-я номерная модель «джорданов» – все они так или иначе отражают важные моменты в карьере легендарного игрока и служат основой для появления новых моделей. Кроме того, большинство из них перешло в категорию лайфстайл.
После успеха Air Jordan 1, которые продержались на прилавках целых два года, за дизайн вторых именных снова пригласили отвечать Питера Мура, творческий тандем которому составил Брюс Килгор. В итоге в 1986 году миру были представлены Air Jordan 2. Отличительной особенностью новинки стало отсутствие характерной для Nike эмблемы – свуш – и использование в дизайне премиальной искусственной кожи ящерицы. Во вторых номерных Майкл выиграл свой первый конкурс по броскам сверху. Несмотря на баснословный ценник, купить Air Jordan II мечтали все.
Air Jordan 3, – по признанию самого спортсмена, его любимая модель, и одна из самых продаваемых моделей за всю историю бренда, – могла бы не появиться вовсе из-за разногласий Nike и Питера Мура, но звезды сложились удачно. Тинкер Хэтфилд, пришедший в фирму на место своего предшественника, предложил Джордану новый подход к созданию именной линейки обуви, подключив спортсмена к участию в проектировании новых моделей. Именно Air Jordan III ввели тенденцию по снижению высоты кроссовка, и в этой модели дебютировал культовый логотип Jumpman, изображавший парящего в воздухе Майкла.
В разное время над дизайном номерных кроссовок работали:
Выпуск Air Jordan IX в 1993 году остался практически незамеченным, из-за того, что Майкл Джордан в первый раз решил завершить профессиональную карьеру баскетболиста. Однако MJ успел опробовать девятые номерные в составе бейсбольной команды «Чикаго Уайт Сокс», где продолжил спортивную карьеру после ухода из «Чикаго Буллс».
Интересный факт: Скульптура Майкла Джордана у входа на стадион United Center обута в Air Jordan IX, хотя он не сыграл в них ни одного матча в составе «Чикаго Буллс».
После первой самовольной отставки звездного игрока, Nike переиздали старые модели Air Jordans, известные как Air Jordans Retro. В 1994 и 1995 годах Nike перевыпустил первые три модели Air Jordans, но ретро-обувь была не была принята публикой с большим интересом.
Как и нашумевший уход, фееричное возвращение Джордана в большой спорт в 1995 году сопровождалось выходом новой модели кроссовок – Air Jordan X отражают хронографию всех достижений спортсмена. Десятую именную модель носил не только Джордан, но и другие игроки лиги.
Кроссовки Air Jordan были частью Nike, Ink. до 1997 года, когда Jordan стал самостоятельным брендом. Это событие совпало с выходом очередной модели – Air Jordan XIII, а также запуском серий Air Jordan Team и Air Jordan Trainers. Наследие Майкла Джордана живет с выпуском каждой новой модели Jordans и переизданий Air Jordans Retro.
После второго ухода Джордана из баскетбола в 1998 году – с Майклом это случалось трижды – Nike решил попробовать еще раз, и на этот раз римейки классических кроссовок Air Jordan имели успех.
Начиная с 2005 года, Jordan Brand выпустил несколько гибридных «джорданов», которые переняли отдельные элементы первоначально из Nike Air Force 1, затем – из разных моделей Air Jordans. После XX3 Jordans все модели кроссовок до 2013 года (XX8) назывались по году выпуска.
Компанией Jordan Brand сделана ставка на таких молодых и стремительно набирающих обороты звезд современного баскетбола, как Крис Пол и Кармело Энтони, каждый из которых уже успел обзавестись именными кроссовками этого бренда.
Основной акцент в Jordans – премиальная высококачественная баскетбольная обувь и одежда. Под брендом также производится обувь для других видов спорта (бокс, американский футбол, бейсбол). Кроме того, бренд выпускает одежду и обувь для тренировок и для повседневной носки, аксессуары и стаф.
Особое внимание покупатели, само собой, уделяют кроссовкам, в которых Джордан хотя бы однажды выступал за свою карьеру. Таких за время игры в Chicago Bulls насчитывается 18 именных пар.
Компания активно привлекает атлетов мирового уровня для рекламы своей продукции, в частности, таких как Рой Джонс-младший, Джейсон Тейлор, Уоррен Сапп и др.
Оригинальные баскетбольные кроссовки Jordan, обувь и одежду для тренировок и повседневной носки можно найти в интернет-магазине Sneakerhead, а также в наших магазинах в Москве.